Интегральная психология

 

ОПАСНОСТИ  ПСИХОТЕХНОЛОГИЙ

 

Знание есть сила.

(Ф.Бэкон)

 

Само по себе избавление от страдания – благо. Само по себе обретение новых возможностей – благо. Вопрос только в том, какую цену необходимо заплатить за все это. Мы имеем дело с психикой, а это сложнейшая система ментально-биологических связей с многочисленными иерархиями, каскадами, цепями прямой и обратной связи. Не может ли оказаться так, что исправляя и получая в одном месте, мы теряем или разрушаем в другом. Да, такое возможно. Как известно, не все золото, что блестит.

 

В последние десятилетия в обиход вошло слово «психотехнологии», до этого уже существовал термин психотерапия. Безусловно, эти термины пересекаются, потому что любая психотерапия несет в себе некоторую технологическую цепочку, а любая психотехнология призвана оказать позитивное терапевтическое воздействие (впрочем, психотехнологии могут иметь и негативную направленность, но это не наша сегодняшняя тема). Мы будем говорить о психотехнологиях, которые декларируют позитив.

 

К психотехнологиям относятся такие методы как: гипноз, метод Ануашвилли, программы «Псибазис», «Гипнарт» и др.. Все это достаточно экзотические, редкие техники. Нас будет в первую очередь интересовать Нейро-лингвистическое программирование, которое сейчас широко распространено и продолжает увеличивать свой ареал.

 

К психотерапевтическим относятся такие традиционные направления как: психоанализ, психосинтез, экзистенциальная и онтотерапия, арт-терапия, психодрама, гештальт, трансактный анализ и другие.

 

Такие направления как: Эриксоновский гипноз, расстановки, телесно-ориентированные практики, аффирмации, метод Шичко и др. – занимают промежуточное положение.

 

Разница между психотехнологиями и психотерапией состоит в том, что в первом случае превалирует управление, воздействие, изменение чего-либо в психике без осознания происходящего человеком.

 

В случае психотерапии человек является не просто активным, а главным действующим лицом процесса, психотерапевт лишь раскрывает ситуацию. Самое важно то, что в психотерапии человек осознает происходящее на многих уровнях своего сознания, проникает в свое подсознание, имеет видение ситуации в целом, постигает причинно-следственную связь, узнает свои особенности, слышит, чувствует, понимает. В психотерапии клиент (пациент) интегрирует свою личность, об этом мы подробно говорили в статье Успешность и технологии НЛП.

 

Чтобы иметь представление насколько сложна «кухня» психической деятельности - приведем схему Р. Ассаджиоли - создателя теории психосинтеза.

 

1. Низшее бессознательное - подавленные желания, комплексы, инстинкты, давно забытые воспоминания.

2. Среднее бессознательное - область, где пребывают психологические навыки и состояния, которые могут быть произвольно перенесены в поле сознания.

3. Высшее бессознательное - эволюционное будущее человека, все то, чего он может достичь в процессе развития; высшие парапсихологические способности, интуиция, творческое вдохновение, экстаз, духовность, влечения к любви, справедливости, красоте, состраданию, гармонии.

4. Поле сознания — непрерывный поток ощущений, образов, мыслей, чувств, желаний, доступных сознательному анализу.

5. Сознательное личное Я — центр сознания, личности.

6. Высшее надличное истинное Я, которое пребывает над потоком мысли и состояниями тела и не подвержено их влиянию. Совокупность возможностей человеческого развития, связующее звено между индивидуальными и всеобщими процессами, единое со Вселенной.

7. Коллективное бессознательное. Между человеком и другими людьми все время протекают процессы «психического проникновения».

 

 

В психотехнологиях включенность человека в процесс формальна – он не знает ни сути своего состояния, которое собирается менять, ни причин внешних и внутренних, которые привели его к этому состоянию, ни своих истинных потребностей (желание далеко не всегда является отражением потребностей). Практически ничего не знает о себе, да и знать не хочет, кроме того, что – это я хочу изменить. В данном случае психотехнолог играет ведущую роль. Клиент (пациент) делает заказ, технолог говорит, что нужно делать и начинается процесс, далее результат. Вот здесь возникает опасность. Собственно даже не возникает, а присутствует и реализуется. Психотехнологии неизбежно вносят в психику человека дисгармонию.

 

Философии НЛП официально не существует, но часто используются слова - магия, главное чтобы работало, легко, философия жизни. Что же касается термина «философия жизни», то перед вами классическая идеологема из арсенала PR психотехнологий. Технологический подход к любой проблеме одинаков – неважно, почему у тебя проблемы, неважно какие они – вот тебе «инструмент», который избавит тебя от них. Общее название всех инструментов - «Обучение подсознания». Посылаем в подсознание сигнал-программу, закрепляем - и вот готовый результат, в следующий раз подсознание будет реагировать на искомую ситуацию так, как вам хочется. Сразу же нужно отметить, что эффективность техник НЛП имеет место быть, но, во-первых, процент успеха, который обещают мастера НЛП так же далек от реальности, как Земля от Луны. Что же касается успеха, во-вторых, то он условен, за этот успех будет расплата. Какая – мы сейчас об этом поговорим, наберитесь терпения, мы вступаем в царство психики, а оно очень и очень сложное. Попытаемся рассказать кратко и без научных терминов.

 

Допустим, что человек страдает от чего-либо: стеснительности, фобии, чувства вины, неуверенности, неумения красиво говорить, закрытости, одиночества, депрессии, агрессивности, подозрительности, бессилия и пр. Интересно, что для психики все это явления одного порядка. Любое состояние образуется по одинаковой схеме. Сначала, родившийся ребенок никаких таких проблем не имеет, но по мере взросления у него появляются желания и потребности, и он начинает их осуществлять – в ответ на это ребенок получает реакцию окружающих, которая может быть очень различной. Реакция может стать для ребенка приятной, очень приятной, эйфорической, но может быть и неприятной, очень неприятной и даже предельно болезненной. Ребенок испытывает ощущения и соответственно делает выводы – если ему хорошо, он пытается повторить приятный опыт, а если ему больно, он пытается избежать в дальнейшем повторение подобного опыта. Ребенок принимает решения сначала на бессознательном уровне, потом когда подрастет на сознательном. Решения о том, что благоприятно, а что нет. Формируется система убеждений, за ними формируются модели поведения. Например, стеснительность или отсутствие креативности, потому что одного драли за то, что писю трогал, а другого за то, что слишком громко пел и всем мешал. Одних драли физически, других терзали морально. Суть от этого не меняется, ребенку было плохо. Когда подобные эксцессы повторяются много раз – образуются, так называемые, психологические комплексы. Комплексы могут образоваться не только, когда было плохо. Иной раз ребенка так забалуют, зацелуют, захвалят, что у него образуются такое комплексы, что еще хуже придется в жизни, чем тем, кого в детстве пороли. Это, конечно, грубые ситуации, есть множество неявных влияний, особенно когда начинается стадия формирования моральности. После 7 лет влияют не только ощущения но и осознание себя тем или другим человеком, достойным или нет, в зависимости от того, какие оценки дают подростку окружающие. Доверяя взрослым или, наоборот, противоборствуя им, подросток выстраивает сложнейшие комплексы отношений с окружающим миром. Комплекс это не только, то, что в народе понимают, как нечто негативное или неприличное. Все психические процессы комплексуальны по своей природе. Комплекс – это устойчивая связь между: событиями, ощущениями, решениями, убеждениями и поведением. Причем все это зафиксировано на уровне ментальных образов, химизма нейронов, динамики эндокринной системы, мышечных зажимов, специфичных нейронных цепей. Вот такой вот сложный комплекс, где все связано вместе, при том, что человек и не помнит, что там вообще было, потому что ему было 1,2,3,4,5 лет. Особенно если было плохо, то все вытесняется, забывается чтобы не чувствовать боли.

 

Любая модель поведения, как позитивная, так и негативная, так и нейтральная выглядит принципиально одинаково. Снаружи мы видим лишь модель, но на самом деле – это длинная цепочка. Память → Событие → Ощущение → Решение → Убеждение → Модель поведения (качество характера). Модель – это вершина айсберга.

 

Безусловно, разорвать вредную цепь можно, и нужно, но  это достаточно трудоемко. Чтобы разорвать цепь ее нужно осознать. Способов разрыва и методов входа в контекст паталогической цепи достаточно много - этим занимается психотерапия. Однако, можно не разрывать - можно заблокировать или перераспределить, чем и занимаются психотехнологии. Ничего не меняя в принципе, ни прежних решений, ни убеждений, ни картины мира в целом, они предлагают принять новое решение – не хочу, чтоб было так, а хочу, чтоб было эдак. Очень напоминает «Сказку о рыбаке и рыбке». Дальше выполняются кодирующие настройки и якорения, и образуется новая желаемая модель поведения в какой-то желаемой ситуации. Понятно, что мастера НЛП специально ее не блокируют, но по факту это происходит, потому что человек принял решение сменить одну модель на другую. А вот теперь начинаются проблемы.

 

Психика – это такая система, в которой все построено на осознании. Мы человеки-разумные. При этом, мозг способен на удивительные вещи – воображать, давать команды, помнить, забывать, не замечать, придавать любое значение любому явлению и т.д. Но есть один глобальный закон – все что сделано, остается навсегда. Это только так кажется нашему уму, что захотел, подумал и все стало иначе. Ум – это лишь небольшая свободная часть психики, которая, как мы говорили, способна на все. Вы же сами знаете, как легко вообразить и как трудно, например, отказаться от какой-то привычки; как легко представить себе, что все будет хорошо и как трудно держать себя в руках и не сорваться, когда возникнет реальная ситуация. Как легко решить, что с понедельника начинаю новую жизнь, и как это потом не получается. Потому что психика – это огромные объемы информации и энергии, со своими хранилищами, производствами, предохранительными системами и объездными путями. Это гигантская лаборатория, в которой по мере жизни накапливается все, что было сделано, прочувствовано, решено, налажено. Надо не надо, там хранится все, и выбросить ничего нельзя, можно конечно спрятать, что чаще всего и делают, перестать ходить в определенные пространства своей лаборатории сознания, но лаборатория будет работать по однажды заданной программе. Хороший выход только один – пойти, разгрести «авгиевы конюшни» и все переделать так, как нужно, если что-то не устраивает. Но переделывать придется всю цепочку от начала и до конца. Придется разобраться в событиях своей жизни, ощущениях, решениях, убеждениях, сценариях, мировоззрении, а затем создать и натренировать новые решения, убеждения, картину мира. Только после этого старая патологическая цепь трансформируется в новую желаемую без негативных последствий.

                                

Проблема психотехнологий в том, что организуется новый процесс, а старый продолжает свою работу. Комплекс – это как сорняк, если его с корнем не вырвать, то он вырастет снова.

 

                            Опасности психотехнологий. Проект – пространство души.

 

НЛП когда ведет работу неважно с чем, с курением, с болезнью какой-нибудь, с какой-то семейной ситуацией -  меняет только верхушку. Они очень хорошо научились «срывать верхушку сорняка» и на его место сажать «розу». Видимость получается прекрасная, но сорняк дает боковые побеги. Потому что человек ничего не понял, его сознание, по своей сути, не изменилось. Пришел человек, освободиться от курения. Ок, закодировали – перестал курить, но причина в бессознательном осталась. Там осталось неосознанное желание или эмоция, гнев, например, на кого-то из родителей, но оно так и осталось не понятым. Человек говорит, да что вы – какой гнев, я человек интеллигентный, тихий, спокойный, в жизни ни на кого голос не повысил. Правильно, он свой гнев так в детстве качественно подавил, что практически незаметно стало, но гнев вылез в виде курения. Теперь поставили еще один «замок» - все курить больше не хочется. А куда делся подавленный, а теперь уже полностью заблокированный гнев? Никуда не делся, мы уже говорили, что в психике ничего не может исчезнуть - гнев начнет искать новые пути для выхода. Вариантов много – могут начаться, например, проблемы с горлом или с желудком, а может постепенно расстроиться сон, или развиться депрессия. Есть еще вариант – когда комплекс начинает «съедать» творческие ресурсы или духовные ресурсы, тогда совсем незаметно будет, никто ж не знает, что вот-вот на подходе было раскрытие какой-то грани таланта, теперь раскрытия не произойдет и вроде ничего не изменилось. Не может быть, чтоб ничего не изменилось. Если проблема не понята, то всегда - «хвост вытащишь, нос завязнет». Это вопрос лишь времени и силы организма. Кто послабей у того через несколько дней уже может что-то случиться, кто посильней - через несколько месяцев и даже лет. Потому что психика имеет достаточно большой запас прочности, но он не безграничен.

 

Проблема не только в том, что в результате произойдет смещение или замена одних психических и соматических негативов на другие. Обращение к психотехнологиям приводит к снижению способности самоосознания, ослаблению личностного стержня, снижению сопротивляемости к возможным последующим манипуляциям вашим сознанием обществом, рекламой, конкурентами.

 

 

© Проект – Пространство души. При использовании материалов ссылка на сайт обязательна.

 

 

 

 

 

 

Опасности психотехнологий