Интегральная психология 

     ПСИХОЛОГ – ЛИЧНОСТЬ И ПРОФЕССИОНАЛ

Консультация психолога

В среде психологов нередко можно слышать сетования на низкую активность граждан, в плане обращения к психологам за помощью. Вот, дескать, жаль не понимают наши соотечественники своей выгоды, ведь мучаются все в своих проблемах, но решают проблемы или с помощью каких-то других средств (кстати, каких?) или вообще не решают. А то бы мы сейчас помогли им, стали бы они успешными, счастливыми, гармоничными. Вот на западе, там отношение к психологу другое. Там чуть не у каждого свой личный психолог.

Объяснения непопулярности психологии (по мнению большинства психологов) сводятся к причинам: а.) Во времена коммунистического периода нашей истории более 40 лет психология, находилась в рамках жестких идеологем несовместимых с истинной научностью, и мы просто отстали от достижений мировой науки. б.) Профессию психолога люди часто путают с психиатром, что вызывает страх или неверную оценку смысла работы психолога. в.) Люди слабо информированы о возможностях психологии, ее сути и методах. г.) Люди боятся идти к психологу, боятся в ответ на исповедь получить осуждение, обвинение или насмешку. д.) Люди не верят уже ни во что.

Перечисленные факторы, безусловно, оказывают какое-то влияние, но все-таки весьма незначительное. Нам представляется, что причины низкой востребованности психолога, как профессионала способного помочь в разрешении жизненно важных вопросов, имеют гораздо более глубокие корни. В нашей статье мы попробуем разобраться в этом непростом вопросе.

Давайте посмотрим - что же волнует среднестатистического человека, каковы его проблемы, не существует ли некого главного камня преткновения в длинной цепочке его нужд и чаяний? На собственном многолетнем опыте, мы наблюдаем, что круг запросов, с которыми люди приходят к психологу, чрезвычайно разнообразен. При этом в каждом запросе присутствует две темы. Первая - уникальный запрос или проблема. Здесь и конфликтные отношения: с детьми, супругами, коллегами по работе, друзьями; и разнообразные внутренние проблемы: страхи, депрессии, заикания, нездоровье; особую группу составляют затруднения в обретении семьи, как таковой; отдельная группа нарко, алкогольной и др. зависимостей; много запросов по налаживанию финансовой успешности, карьеры, проблем обучения и пр. Вторая тема (представляется нам наиболее важной и вместе с тем сложной). Практически каждый пришедший на прием, озвучив свою непосредственную проблему, добавляет что-то типа – «И еще, знаете ли, конечно, хотелось бы чего-то большего, гармонии, какого-то счастья, душевного равновесия…понимаете …». То есть, люди прекрасно понимают, что те частные, особо наболевшие вопросы, которые и явились каплей переполнившей чашу, которая привела их на консультацию к психологу, не приведут автоматически к решению более глобальных проблем – ГАРМОНИЯ, СЧАСТЬЕ, ДУШЕВНОЕ РАВНОВЕСИЕ, МУДРОСТЬ, которые существуют уже давно и зачастую уже приобрели черты несбыточности. Поэтому, заявляется данная проблема во вторую очередь со слабой надеждой или почти без надежды на ее разрешение. Немало и таких случаев, когда понятия ушли очень далеко от своих истинных значений, а чувства атрофировались. Знаете, сколько россиян считают себя счастливыми? 70%. Как же так, посмотришь на них - это люди, в глазах которых давно уже нет блеска, а лица не сияют интересом к жизни. Они потеряли понимание не только счастья, но и того зачем они живут на земле. Живут потому, что так надо. Что-то неспокойно в ДУШЕ, хочется ГАРМОНИИ, СЧАСТЬЯ. Так в чем же проблема?! Психология – наука о душе!

А вот тут то и начинаются проблемы. Формально продекларировано, да, психология наука о душе. А реально?

А реально, происходит катастрофическая подмена понятий. Ни одно из современных направлений психологии (исключение онтопсихология и интегральная психология, которые до сих пор остаются культовыми направлениями) не дало вообще никакого определения ДУШИ и даже не пыталось описать душу, как определенную, хотя бы философскую категорию, не говоря уже об представлении ее в рамках информационной, психологической и физиологической динамики человека. Оно и не удивительно. Современная Психология – это официальная наука и одним из непреложных условий для ее существования, является соблюдение критериев научности - жестких, детально разработанных нормативов, родившихся в лоне точных наук, и призванных служить их чистоте. (Не пора ли психологии прийти к собственным критериям научности?). Душа, как сущность, субъект духовного содержания, более того имеющий отношение к Богу, трансцендентному и иррациональному не проходит в НАУКУ ни по одному из ее критериев. (недоказуемо, непроверяемо, ненаблюдаемо, нефиксируемо, невоспроизводимо). Провозгласив себя наукой о Душе, психология, вынуждена соблюдать «правила приличия», а по попросту говоря, тихо не касаться опасной темы – Души, ради изучения которой она, собственно, и существует! Потеряно главное в человеке. Психология занимается очень многим, имеющим отношение к Душе, имеющим, но не самой Душой, не ее уникальными принципами, не ее собственным бытием. Психология занимается вопросами формирования личности и сознания, изучением структуры и процессуальности человека в том числе его отклонений от продуктивного состояния в виде расстройств и болезней. Но саму субъективность, на которой, как на фундаменте строится и функционирует человеческая личность, психология сегодня не рассматривает (не входит в предмет науки). Если бы Душа была лишь фундаментом, просто несущей опорой для личности, то было бы проще. На самом деле не так. Душа – это живая психическая ткань, насыщенная собственными уникальными психологическими динамиками, уникальными не только по отношению к проявленному во вне бытию, но и по отношению к самому человеку в котором она пребывает. Двух одинаковых людей не существует уже в тот момент, когда они рождаются. В представлениях же психологии личность строиться на статичном белом листе и неком врожденном наборе инстинктов при посредничестве окружающих людей. Позволим себе высказать утверждение, что потеря ГАРМОНИИ, СЧАСТЬЯ, МУДРОСТИ (таков рожденный на свет младенец), происходит как раз в момент перехода чистой субъективности души к воплощенным конструкциям сознания, детерминированным влиянием окружающих людей. Что не является ни в коей мере чем-то фатальным. Однажды потеряв ГАРМОНИЮ, СЧАСТЬЕ, МУДРОСТЬ можно ее и вернуть, но только при одном условии, если мы знаем принципы, на которых все это построено. Естественно, самому «заблудившемуся», найти дорогу в пространство душевной гармонии, можно разве что случайно. Необходим проводник – человек, знающий туда дорогу, который сам находится в искомом состоянии ГАРМОНИИ, СЧАСТЬЯ, МУДРОСТИ. Все иные «проводники» будут не более чем обманщиками, ибо нельзя научить тому, чем ты не обладаешь, чего сам не умеешь! Слова А. Эйнштейна – «Проблема не может быть решена в той системе, в которой она создана» как нельзя лучше показывают суть происходящего.

Хотелось бы отдельно остановиться на тех уловках человеческого ума, которые могут увлечь в самообман и как следствие привести к обману окружающих людей. Существует убеждение, что, обладая некоторыми теоретическими знаниями, даже не умея сами, мы можем научить кого-то тому, что он не умеет. Так происходит везде и всюду, например, родители учат своих детей быть счастливыми, при этом руководствуясь только лишь своими представлениями о счастье и своим горьким опытом несчастливой жизни. Это тяжелейшее заблуждение, которое, однако, трудно опровергнуть, потому, что реальные доказательства могут быть получены только через десятки лет, да и то где гарантия, что их ребенок выполнил или не выполнил именно их установки? Возьмем, примеры попроще. Например, музыке, может научить только действительный музыкант, который сам хорошо умеет играть, в противном случае он будет разоблачен мгновенно, ведь его способности легко проверить. Математике, может научить только математик; кузнечному делу, только мастер-кузнец; пению только умеющий петь сам. Если некий учитель-проводник предлагает «чужой учебник» вместо реального умения, то, наверно, от его услуг следует отказаться.  В каждом из умений, какое бы мы ни взяли, есть своя теоретическая часть, которая может быть заимствована, например, из книг, а есть практическая - наиважнейшая, которая не может быть заменена ничем и которая является решающей в любом деле. Категории ГАРМОНИЯ, СЧАСТЬЕ, МУДРОСТЬ (те так страстно желаемые людьми состояния) – это не просто теоретические конструкты, хотя и могут быть достаточно убедительно описаны вербально, но реальные умения, действительные состояния ума и тела, реальная сущность конкретного человека. Сущность, которая или есть или ее нет. Если, учитель-проводник, а в нашем случае, психолог, сам не освоил эти состояния, то вывести своего клиента в эти состояния он не может!

Конечно, в работе психолога существует своя диалектика. Нереально психологу быть мастером во всех ситуациях, какие могут встретиться во время консультаций. Таких ситуаций тысячи. Вопрос решается на уровне общего потенциала успешного жизненного опыта, он должен быть очень высоким, заоблачно высоким. Люди доверяют психологу свои судьбы, здесь шутки в сторону, нужно соответствовать уровню поставленной задачи!

На практике, можно сплошь и рядом наблюдать, как иные психологи долго и безуспешно пытаются создать собственную семью, страдают алкоголизмом, регулярно пребывают в жестоких депрессиях, дети иных серьезно неблагополучны (говорим о реальных хорошо знакомых нам коллегах). При всем том эти же самые люди бойко проводят тренинги с одиозными названиями типа «Как найти и удержать свою мечту», «Искусство быть счастливым», «Гармоничный ребенок» «Страна гармония» и т.п. Могут ли они чему-то научить? Чему-то как-то конечно могут. Но по большому то счету в самом важном - обретении СЧАСТЬЯ и ГАРМОНИИ нет, помочь не могут, потому что не имеют их в себе.

Методики, которые используются на консультациях и тренингах, сами по себе решить какую-либо задачу не могут, это не более чем автомобиль без водителя. Если водитель сам путается в дорожной обстановке, что будет?

Профессиональная подготовка практических психологов в вузах, с одной стороны весьма добротна и предлагает глубокое изучение специальных и общих дисциплин. Акцент делается на освоение большого количества методик и академических знаний в выбранной области. Но при этом подготовка будущих психологов никак не акцентируется на личное овладение всеми теми сложными ситуационными полями человеческого бытия в которых им придется стать проводником для своих клиентов, быть может, в их последней надежде. Овладение не теоретическое, а практическое. Посмотрим на существующие в этом плане исследования тех профессиональных качеств, которые необходимы практическому психологу (исследований достаточно много) (Приведенная ниже профессиограмма, представляет собой интеграцию многих исследований)         

1. Эмпатия, доброжелательность к клиенту

2. Внимание, стремление понять позицию других

            3. Высокий интеллект

            4. Глубокая теоретическая подготовка и опыт работы

5. Коммуникабельность и способность устанавливать доверительные отношения

6. Безоценочный подход в работе с клиентом

7. Проявление интереса к людям

8. Способность быть лидером

9. Поведенческая гибкость

10. Проницательность

11. Оказание поддержки клиенту, забота о нем

12. Соблюдение конфиденциальности

Можно видеть, что данная профессиограмма индифферентна, то есть один в один подойдет большому количеству профессий (врач, педагог, менеджер, адвокат, посол  и т.д.). Здесь нет ни одного пункта, который бы был значимым именно для психолога, и, следовательно, отражал то самое важное, уникальное, что должно быть в психологе-профессионале, что отличает его от всех прочих специалистов. Получается, что отсутствует самое важное, то без чего психолог уже и не психолог вовсе, а так, какой-то специалист для каких-то клиентов.

Не так уж сложно определить уникальное качество психолога, как профессионала, если встать на позицию клиента с его проблемами. Запросы клиента, чрезвычайно многообразны, но у всех них есть общий знаменатель - так или иначе все проблемы вырастают из экзистенциального (от лат. existentia - существование). Экзистенциальная проблема представляет собой нарушение глубинных принципов жизни между двумя или несколькими индивидуумами. Соответственно психолог, к которому обратился человек за помощью, должен обладать особым качеством – особым экзистенциальным Я. То, о чем говорилось выше – чтобы быть способным оказать реальную помощь, необходимо самому быть мастером в данном качестве. Мы предлагаем назвать, это особое экзистенциальное Я, термином - Мастер Жизни. Термин определят личность человека, в нашем случае психолога, который постиг мудрость жизни и находится в состоянии ГАРМОНИИ, СЧАСТЬЯ и МУДРОСТИ. Требование быть Мастером жизни, должно бы стоять первым номером в психограмме практического психолога. Эта тема не новость в психологии. Еще К. Г. Юнг писал – «Психотерапевт для клиента является моделью оптимально функционирующей личности, двигающейся в направлении самореализации». Психолог должен быть моделью, эталоном. Сейчас об этом забыли. Как грибы плодятся новые психотехники с опасным уклоном – «Плуг энд плей». Системное мышление отсутствует.

(Никакие психотехники и терапевтические конструкты, не в состоянии решить задачи экзистенциального порядка. Данная проблема не решается в системе психолог-клиент. Только в системе человек-человек, конечно, если один из них имеет подготовку психолога). Кому-то может показаться это чересчур, но, профессия психолог – это нечто гораздо большее, чем просто профессия, это иные масштабы личности, иная глубина жизни. Такова специфика данной профессии. Так должно быть. Но на сегодняшний день так пока не получается.

Вот причина, того, почему люди не идут к психологу. То интуитивное видение, которое есть в каждом человеке, хорошо определяет, кто есть кто. Достаточно пролистать книги по психологии, посмотреть телепередачи с участием психологов, рекламу, чтобы в большинстве случаев сразу определить, да, умные вещи говорят, правильные слова. Но не вериться почему-то, не захватывает. Не веет от говорящих силой, твердостью стояния на земле, мудростью, тихим спокойным счастьем, красотой души. Не мастера жизни. Не тот масштаб.

Приходится отправляться за ГАРМОНИЕЙ И СЧАСТЬЕМ куда-то в другое место. В религию, в восточные духовные практики, йогу и др.. Строго говоря, и там есть свои проблемы. Подробнее об интегральной психологии >>. Где-то отталкивает догматизм, где-то архаичность, оторванность от современных реалий, где-то необходимо в корне менять весь уклад жизни, а нужно ли это? Но все-таки там виден свет в конце тоннеля, а в психологии нет.

Психология, могла бы стать, той новой силой, наукой адекватной современному сознанию людей, адекватной исторической точке развития человечества, которая способна эффективно выводить просящих помощи из душевного тупика. Но на сегодня психология и среднестатистический психолог находятся в ауте на собственном же игровом поле, в своей собственной игре.

Психология наука о Душе. Надеемся, что скоро так и будет.

В этой статье был затронут вопрос востребованности психолога, как профессионала в современном обществе. Речь шла о «среднестатистическом» психологе, который и определяет тот облик, образ в сознании людей, согласно которому они складывают свое мнение и делают выбор. Безусловно, сообщество психологов неоднородно и лучшие его представители давно преодолели несуразные границы официальной психологии и к ним данная статья не имеет ни малейшего отношения.

 

© Проект – Пространство души. При использовании материалов ссылка на сайт обязательна.

 

 

 

 

 

 

 

Однажды к Руми пришла женщина и сказала – Я испробовала все способы, но ребенок не слушается. Он ест слишком много сахара. Скажите ему, что это нехорошо, он послушается, потому что очень Вас уважает.
Руми посмотрел на ребенка, на его веру, и сказал:
- Приходите через три недели.
Женщина пришла в недоумение. Такая простая вещь! Непонятно. Люди приходили из далеких стран и Руми помогал им решать большие проблемы сразу. А тут такая малость! Женщина послушно пришла через три недели. Руми посмотрел на ребенка и сказал:
- Приходите через три недели.
Мать спросила:
- В чем дело?
Но он повторил свое решение.
Когда они пришли в следующий раз в назначенный срок, Руми сказал ребенку:
- Сынок, послушай мой совет, не ешь много сахара, это вредно для здоровья.
Ребенок сказал:
- Раз Вы мне советуете, я больше не буду этого делать.
Мать попросила ребенка подождать на улице. Когда тот вышел, она спросила Руми, почему он не сделал этого сразу, ведь это так просто?
Руми смущенно признался ей, что сам любил есть сахар, и, прежде, чем давать совет, ему пришлось избавляться от этой слабости. Он прикинул и решил поначалу, что трех недель будет достаточно, но ошибся.

                                                               (суфийская притча)