ОНТОПСИХОЛОГИЯ, ОНТОПСИХОЛОГ

  

Онтопсихологическая наука не предлагает какой-нибудь универсаль­ный способ

 всеобщего возрождения и освобождения, а всего лишь предлагает тем,

кто действительно заинтересован найти самого себя,

средство поиска утраченного смысла собственного существования.

 Суть в том, что путь человека к собственной истине

про­ходит исключительно через его внутренний мир.

А.Менегетти

 

 

Принципиальная новизна направления «Онто» в общем пространстве психологической науки состоит в том, что онтопсихология ориентирована на иные базовые положения, чем те, которые использовали в своей работе существующие школы. Предшествующие научные направления: психоанализ, юнгианский анализ, гуманистическая психология, когнитивная, экзистенциальная, гештальтпсихология, рассматривали человека в рамках так называемого «персонального» подхода. За точку отсчета принималось рождение и далее исследовались различные коллизии переживаемые человеком в рамках столкновения его индивидуальности с родительской семьей и социумом. Психотерапевтические приемы, которые использовались в практике названных школ, ставили своей целью восстановление индивидуальности в пространстве противоречивых влияний семьи и социума. Безусловно, все предшествующие школы ставили своей целью возвращение человека к себе, но используемая ими терапия несла в себе формальное целеполагание. За точку истинного «Я» принималось комфортное состояние личности в рамках, имеющихся у нее желаний, смыслов, ценностей. Последние, если и подвергались пересмотру и трансформации, были ориентированы на социо-культурную среду, в которой предстояло достигнуть определенного комфорта личности. Здесь мы должны констатировать, что достижения предшествующих школ в этом плане были весьма значительны, но все-таки не позволяли достигнуть кардинально позитивного терапевтического эффекта. Пройдя консультации, тренинги, терапевтические практики люди не могли раз и навсегда перейти рубеж гармонии и закрепиться в ней. Тотальный внутренний комфорт оставался мечтой. Неслучайно в 1954 году на XIV всемирном конгрессе психологов в Монреале было признано наличие кризиса, и в докладах участников прозвучала тема о необходимости создания нового трансцендентного направления в психологии.

 

Направление онтопсихология было создано в 70-х годах XX века доктором психологии, социологии, теологии и философии профессором А. Менегетти. Новая научная парадигма рассматривала человека как систему двух автономных субъектов познания - рационального ума и души. То, что считалось прежде, пребывающим в симбиозе, оказалось дуалистичным. Две мыслящие сущности внутри человека (не путать с шизофренией) с разными целями и структурой функционирования. Новая наука выявила объективный фактор, препятствующий единству ума и души (Онто Ин-се), который получил название - «монитор отклонения». Было бы ошибочным считать искомый паразитный механизм (монитор отклонения) действительной причиной внутренней разобщенности человека. «Монитор» существует в Бытии, как одно из сложных разумно-чужеродных человечеству образований, но по-своему имеющему право на существование. Проблема его внедрения в человека опосредована самим человеком. Онтопсихология подробно описывает социальные причины вторжения «монитора отклонения» в человеческую психику. В основном – это порядки морали нравственности, исторически сложившиеся предрассудки института семьи, культурные стереотипы. Выяснилась относительность того, как человек воспринимает свою внутреннюю гармонию, то, что представлялось достаточным с точки зрения предшествующих школ, оказалось лишь промежуточной, очевидной лишь в условиях «ямы» ценностью. Онтопсихология раскрывает возможность и техники достижения принципиально более высоких состояний внутренней гармонии. Оказалось, что душевный комфорт может быть радикально достигнут во всех сферах деятельности конкретного человека и далее идти по траектории  бесконечного качественного обогащения.

 

Онтопсихология принимает за точку отсчета «Онто Ин-се» - базовый проект природы человека, принцип души существующей вне времени и пространства. Согласно новой научной парадигмы душа (Онто Ин-се) обладает определенной конструкцией и процессуальной направленностью.

 

Онтопсихология выделила следующие характеристики Онто Ин-се (приводится в сокращении):


1. Самостное: всегда - едино, неделимо и идентично, независимо от своего действия или приспособления. Всегда использует собственный критерий, никогда не выходит за собственные рамки, всегда обращено внутрь собственного единства. Ин-се наделено аутогенетической автономией: вкладываясь, метаболизируя другие вещи, оно всегда остается верным собственной идентичности.
2. Целостно-динамичное: действует все целиком путем центростремительного расширения, не имеет частей. Всякий раз, проявляясь в определенной части, оно вступает во взаимодействие и в итоге оказывается целым. Чем ближе индивид к собственной онтоочевидности, тем эффективнее он исторически.

3. Утилитарно-функциональное: его критерий или этика — развитие собственной идентичности, точно следуя принципу функционального утилитаризма. Ин-се не желает того, что принадлежит другим, ему нужно только свое, то, что его идентифицирует. Если субъект присваивает себе не принадлежащее ему, это вызывает боль, разъедает его изнутри, вносит чуждое в душу, приводит к страданию, враждебности по отношению к себе.

4. Виртуальное: любая его активность или рост всегда соотносятся с формальным проектом, выражающимся в многозначных проявлениях, зависящих от идентичной формы, которая остается только возможной до момента своего свершения. Человек, будучи виртуальным, является проектом, осуществляющим самостановление.

5. Экономико-иерархичное: точно соразмеряет любое взаимодействие и контакт, осваивая становление в соответствии с иерархией собственных потребностей (жизнь, идентичность, сосуществование; средства сначала более общие, затем более специфические и т.д.). Из различных ситуаций оно выбирает оптимальное в данный момент. "Экономичное" означает, что вернувшийся энергетический квант должен быть незамедлительно вложен в новизну бытия, что и приводит к прогрессу, развитию субъекта.

6. Победоносное: не контактирует с новой реальностью или гештальтом, если не видит в нем уже принадлежащее себе, именно поэтому оно не ведает ошибок, оно всегда точно и, как следствие, не испытывает страха или тоски.

7. Радостное: действует разумным путем и продвигается, если ему гарантирована приятная новизна эротизма и созерцания.

8. Созидательное: онто Ин-се - это открытый проект, бесконечно претворяющий себя (самосозидание); завершая гештальт, оно всегда побуждается к завершению следующего, всегда соразмерного, но превосходящего предыдущий.

9. Духовное или трансцендентное: избегает категорий пространства и времени, а значит, осуществляет и феноменизирует многочисленные события, никогда не становясь одним из них.
10. Агент, действующий внутри семантического универсума: соучаствует в порядке космической природы. Его интенциональность всегда равнозначна природному гештальту. Каждый человек всегда принадлежит динамике целого, но любая из его частей равна целому.
11. Посредник между бытием и историческим существованием: Онто Ин-се — нить, связывающая индивида и контекст.

12. Историчное: психосоматически структурирует собственную виртуальность в экзистенциальном становлении. Тем самым обнаруживает свою способность использовать в качестве средств категории времени и пространства, а значит, все химико-физические аспекты энергии.

13. Эстетичное: особая техника каждого его действия направлена на достижение целостной пропорциональности. Удовольствие - это постоянная притягательность. В историческом становлении отдельные его части взаимодействуют ради отыскания пропорциональности, не только функциональной, но, прежде всего, метафизической.

14. Интенционально-волевое: его единство действия — это тяга к собственному историческому свершению.
15. Святое: индивидуальному бытию внутренне присуще тяготение к совпадению с совершенством проекта, или проектирующего, поэтому оно выражает стремление к большей идентичности в бытии, оно всегда с Бытием и устремлено к Бытию.

 

Было бы ошибочным полагать, что онтопсихология, изучая наиболее фундаментальные пласты человеческой психики, может сообщать лишь данные общего порядка и не в состоянии решать насущные задачи, которыми изобилует жизнь каждого человека. Наоборот, онтотерапевтические методики исключительно эффективны в области практической психологии. Более глубинный по сравнению с другими направлениями анализ способен устранить причины неблагополучия в корне и соответственно вызвать тотальное оздоровление всей вышестоящей психологической структуры в целом. Как и другие школы, онтопсихология работает с ситуациями психологического неблагополучия: конфликты, зависимости, неуспешность, самооценка, взаимоотношения, страхи, депрессии, здоровье и др. Кроме того, онтопсихология в отличие от других школ обладает необходимым знанием для работы с благополучными клиентами – бизнесменами, политиками, людьми искусства и науки в плане их выхода на более высокие уровни успешности за счет открытия резервов интуиции и креативности.

 

 

Принципы работы онтопсихолога, отличия от специалистов других школ.

 

На стадии консультирования онтопсихолог во многом использует те же инструменты, что и любой другой современный психолог.

1. Лингвистический анамнез и биография клиента

2. Углубленный (частный) анализ заявленной проблемы

3. Физиогномический и кинетико-проксемический анализ

4. Проективные тесты (рисунки)

5. Онейрический анализ (сновидения)

Кроме этих пяти «стандартных» инструментов используется 6-й, входящий только в компетенцию онтопсихолога – анализ семантического поля. Суть данного инструмента состоит в том, что онтопсихолог – специалист, обладающий сверхординарным восприятием, исследует семантическое поле клиента. Феномены семантического поля, его энергетические конфигурации, дают возможность определить смысловые динамики бессознательного. Анализ семантического поля позволяет онтопсихологу, зачастую, практически мгновенно понять бессознательный проект рефлективной матрицы.

 

Онтопсихолог ведет работу с клиентом, безусловно, в рамках «контракта» - темы заявленной человеком, обратившимся за помощью. Однако терапевтическая направленность работы не сводится к восстановлению гештальта в системе человек-проблема-среда. Первоначальная задача онтопсихолога - помочь клиенту достигнуть пространства собственной идентичности прежде, чем начать решать частные задачи сегодняшнего дня. Сначала стань собой – потом появится ясность действительных целей и ясность средств их достижения. Задача аутентификации намного более сложная - заявленные конфликтные ситуации, которые всегда включают в себя пару или группу людей,  не могут найти решения прежде, чем будут найдены личные константы человека.

 

Формально работа онтопсихолога включает в себя привычные в мире психологии: лекции, диалоги, тренинги и мини-тренинги, психодраматические постановки, тесты, моделирование нового опыта, эвристику и концептуализацию полученных данных. Однако, внутреннее содержание отличается от общепринятых повышенным вниманием ко всему, что касается чувствования первозданных позывов души необусловленных еще конкретикой настоящего. Онтопсихолог выводит человека в пространство души, позволяя тем самым оказаться в изначально победоносном, непротиворечивом контексте жизни. Итогом становиться не адаптация к среде, как таковая, а самосозидание Я (аутоксиз) и созидание среды, когда адаптация становиться естественным и гармоничным процессом, но не целью. Цель – самореализация того глубинного «Я», которое нуждается сначала в открытии и только потом в реализации. В онтопсихологии данный процесс обозначается термином метанойя - прогрессивная реорганизация ментальных и поведенческих моделей, переориентация от «Я» – сформированного семейными, общественными, религиозными, культурными и другими стереотипами, на «Я» – истинное, изначальное.

 

Смысл онтотерапии в осознанном переходе от стереотипного бытия к бытию интенциональному, построенному на волеизъявлениях души.

 

 

 

 

Запись на прием к онтопсихологу >>>

 

 

© Проект – Пространство души. При использовании материалов ссылка на сайт обязательна.

 

 

 

 

 

Онтопсихология. профессор А. Менегетти
 
 
 

Онтопсихология, таким образом, совершенно светская, антропоцентристская и максимально действенная: в ней нет принципов для заучивания или догмы для веры, а лишь конкретные факты, свидетельствующие о себе независимо от всяких теорий и доказательств.

 

Что такое «человек»? Человек — это мес­то, в котором возникает жизнь, где истина воплощается через земное суще­ство, место, где встречаются другие феномены. Однако, современ­ный человек — это средоточие неврозов и откровений.

 

Человек неудачлив настолько, насколько он пренебрегает своей субъективной истиной. 

 

Ничто в мире для нас так не реально, как мы сами.

 

Познание и здравая истина могут исходить только от че­ловека здорового, цельного, удовлетворенного. Человек, упорядоченный внутри себя, реализован и не нарушает равновесие других: он переживает собственную истину как разливающуюся радость, словно цветок, раскрывающий лепестки и созерцающий свое бытие и дарящий созерцание вокруг себя. Вот о какой истине я говорю. Эту истину нельзя обсуждать или навязывать, ей не свойственны агрес­сивность, стремление подчинить себе другого или прозелитизм. Это всего лишь форма происходящего, событие, способное вызвать (или не вызвать) интерес других, позволяя им испытать соприча­стность. Таким образом, истина — это простое, смиренное знание, нацеленное исключительно на собственное упоря­дочение.         

 А. Менегетти